Маргарита Савинова •
Реклама
В последнее десятилетие на экраны вышло много экранизаций мультфильмов. Сам тренд задал Disney, решивший заработать на наследии, пересняв классические хиты. В России опыт также оказался успешным, хотя и был связан с другими причинами.
Рассказываем, зачем студии массово штампуют экранизации мультфильмов и чем отличаются ремейки сказок в России и в Голливуде.
Как развивался тренд на экранизации мультфильмов?
Анимационный фильм «Король Лев» 2019 года побил несколько рекордов, став самым кассовым анимационным фильмом (вплоть до сентября 2024 года) и седьмым самым кассовым фильмом всех времен. Следом зрители тепло приняли ремейки «Красавица и Чудовище», «Аладдин», «Дамбо» и другие.
Тренд на экранизации обрел популярность и в России. «Чебурашка» вышел в прокат 1 января 2023 года, и всего за три дня бокс-офис фильма составил 850 миллионов рублей, окупив его стоимость. Впоследствии он стал самым кассовым фильмом в истории российского кинопроката. Для сравнения: «Чебурашка» собрал 91,8 миллионов долларов, уступив первое место только «Аватару», сборы которого в нашей стране составили 119,9 миллионов долларов. Ожидаемо, «Союзмультфильм» запустил в производство сиквел, который, кстати, выйдет 1 января 2026 года, и заявил о планах создания целой франшизы по вселенной мультфильма. В эту же дату в российских кинотеатрах покажут новые «Простоквашино» и «Буратино».
Среди других экранизаций золотого фонда советских мультфильмов вышли «Бременские музыканты», «По щучьему веленью», «Летучий корабль», «Конек-Горбунок», «Огниво», «Волшебник Изумрудного города». Справедливо будет отметить, что все они получили хороший отклик у зрителя. Также мы, скорее всего, увидим ремейки «Старика Хоттабыча» и «Мамонтенка», а также целый сериал по мотивам мультфильма «Шайбу! Шайбу».
Зачем переснимать одно и то же?
Конечно, многие перечисленные экранизации имеют более давний первоисточник — фольклор и сказки. Да и большинство ремейков по сути отходят от оригинального сюжета мультфильмов. Например, в ремейке «Мулан» вместо дракончика Мушу и сверчка Крики появляется фэнхуан (птица-феникс), а лейтмотивом истории становится не любовь дочери к отцу, а женская сила. Аналогично в «Чебурашке» в образах охотницы за пушистым зверьком и угрюмого старика угадываются старуха Шапокляк и крокодил Гена, но сам сюжет вращается вокруг отношений отцов и детей.
Получается, что все-таки ремейки не дословно копируют мультфильмы.
Вернее сказать, это оригинальные фильмы, маскирующиеся под давно понятный, любимый и узнаваемый аудитории бренд. Ностальгия — мощный якорь, способный привлечь и удержать внимание привередливого зрителя. С одной стороны, он получает то, за что заплатил, с другой стороны, его ждет приятный аттракцион с неожиданными сюжетными развилками. И этот элемент новизны играет на руку всем. Режиссеры проявляют творчество, зритель не чувствует себя обманутым, а продюсеры считают прибыль.
Но есть и другая причина. Дело в том, что срок действия авторского права в США истекает через 70 лет после смерти создателя, а это значит, что Disney рискует потерять львиную долю прибыли. Напомним, в настоящее время только оригинальный дизайн Микки Мауса является общественным достоянием.
Есть нюанс: с утратой прав Disney все еще продолжает владеть поздними версиями персонажа. Поэтому создание ремейка — один из способов подстраховаться и получить прибыль, не нарушая закон об авторском праве.
В России количество экранизаций любимых советских мультфильмов возросло после того, как у миллениалов появились дети. Возник тренд на ностальгию, а еще и новая волна интереса к собственной культуре. Результат в обоих случаях не просто оказался положительным, а превзошел все ожидания.
Причины разные, но результат одинаковый. Но при всем желании заработать студии вряд ли стали бы вкладывать столько сил и финансов в заведомо убыточный проект. Получается, последнее слово все-таки за зрителем.
Не все экранизации мультиков оказываются успешными
Тогда что случилось с «Белоснежкой» в этом году? Экранизация стала самым кассовым провалом в истории Disney, что иронично, потому что классический мультфильм 1937 года был признан триумфом анимации своего времени и удостоился «Оскара» за новаторство. Станет ли это сигналом студийным боссам или тренд на ремейки лишь набирает обороты?
Конечно, провал «Белоснежки» во многом связан с катастрофической рекламной кампанией и скандалами вокруг нее, но многие претензии, выдвигаемые фильму, можно предъявить и другим диснеевским ремейкам. Пусть зрители невзлюбили латиноамериканскую Белоснежку, но к темнокожей Русалочке тоже были не готовы. Хейтеры высмеивали «уродливых» CGI-гномов, но забыли, что точно то же самое говорили в адрес рыбки Флаундера и рачка Себстиана, удостоившихся печальных мемов. Да и вспомним дискуссии до выхода фильма о том, как вообще могла Русалочка загореть под водой и не искупалась ли она в нефти. При этом оценка «Русалочки» на Imdb составила 7.2 звезд, что немало, да и кассовые сборы были хорошие, актрису пусть и не полюбили, но приняли.
Сегодня Disney из скромной студии стала империей, которая уже давно не ограничивается исключительно созданием мультфильмов. В ее портфеле есть парки развлечений, звукозаписывающие компании, стриминговые сервисы, телеканалы, а также активы Pixar, Marvel Studios, Lucasfilm, 20th Century Studios и других киностудий. Поэтому убытки «Белоснежки» покроют из прибыли других проектов. Так зачем придумывать велосипед, если можно добиться тех же результатов, действуя проторенной дорожкой?
Поначалу Disney остановил производство ремейков, опасаясь негатива, но все-таки его оказалось недостаточно, чтобы сменить курс. Уже в апреле (в России — 22 мая) на экраны вышел игровой ремейк «Лило и Стич», ворвавшийся в лидеры кассовых сборов и собрав более 858 миллионов долларов в мире. Сейчас в производстве находятся «Моана» и, вероятно, нас ждет возобновление съемок «Рапунцель». Да и стартовавший в июне ремейк Dreamworks «Как приручить дракона» также был тепло принят зрителями и получил 8.1 звезд на Imdb.
Почему игровые ремейки стали успешны только в начале двадцатых?
Все-таки экранизировать мультфильмы начали давно, но такого ажиотажа они не вызывали. Взять хотя бы фильм «Скуби-Ду» 2002 года, который обругали зрители и критики. Сам мультсериал транслируется по телевидению с 1969 года, но интересно, что в нулевые поколение детей и взрослых агрессивно отреагировало на попытку заработать на ностальгии.
Дьявол в деталях: просто новые ремейки грамотно расставляют акценты и соответствуют духу времени.
В отличие от миллениалов, поколение зумеров больше интересуется политикой и психологией, поэтому такие мультфильмы, как «Головоломка» и «Душа» заходят на ура. Обратим внимание, что в сюжетах новых мультфильмов и ремейков почти исчезли юмор и любовь. Мультфильм «Мулан» 1998 года намного веселее и романтичнее, чем недавний фильм. Ведь если шутку воспримут, как оскорбительную, то студия угодит в скандал и потеряет деньги. Поэтому новые истории сильно теряют в развлекательности. Все гэги, которые нравятся детям, убраны, а в сухом остатке — манифест, высказывание о сильной женщине и противостоянии гендерным стереотипам. Но именно это нынешним зрителям и нравится.
Ваши ожидания — это наши проблемы
Мультяшки начали появляться на одном экране с актерами уже в 80-е, например, в «Кто подставил кролика Роджера?» и в «Параллельном мире». Уже в 90-е зрители увидели CGI-динозавров в «Парке Юрского периода», а в нулевые появились такие хиты, как «Шрек», «В поисках Немо», «Ледниковый период» и «Мадагаскар». Анимация бурно развивалась и открывала новые возможности в кино. Да и сами сюжеты не повторяли себя.
Зрители окончательно приняли идею, что мультфильмы — развлечение для взрослых, в том числе. Анимация стала говорить о политике, сексе, социальных проблемах. И это изменило отношение зрителя: он стал требовательнее к сюжетам. Если раньше никто не сомневался в любви с первого взгляда, то в «Холодном сердце» показали, что для отношений требуются время и усилия. Да и ничего страшного, если принцесса не выйдет замуж, так как статус отношений не определяет ее ценность. Злодейка Малефисента оказалась самой человечной из всех, так как только на словах выражала равнодушие, а на деле пеклась об Авроре больше родной матери.
Сами компании объясняют массовое производство ремейков якобы стремлением познакомить молодую аудиторию с традиционными сюжетами, однако результат, как видим, отличается от оригинальной трактовки. Везде прослеживается деконструкция.
Классическая «Русалочка» хороша, но, с точки зрения зумеров, она слишком жертвенна, а в «Красавице и Чудовище» и вовсе показаны абьюзивные отношения. Поэтому режиссерам приходится подстраиваться под ожидания аудитории.
Выходит, важнее рассказать не ту историю, которая была на самом деле в первоисточнике, а ту, которую хочет увидеть большинство.
Но стоит ли судить студии строго, если даже оригинальные тексты сказок на протяжении времени претерпевали сильную трансформацию? До того, как Золушка стала героиней немецкой сказки, она была древнеегипетской гетерой Фодорис, а история Бель и вовсе уходит корнями в миф об Амуре и Психее.
Кто платит за банкет?
Кинокомпании хотят угодить платежеспособной аудитории. Поэтому мы и получаем сказки, в которых говорят о дискриминации, социальном неравенстве и вообще всех проблемах, о которых мы слышим в новостях. Это создает повод для дискуссий, обмена мемами, восторгами и ненавистью, а также новым трендам, будь то Mermaid или Barbie core. Все это приносит прибыль.
При всех достоинствах фестивальных мультфильмов — даже если мы говорим о полюбившемся зрителям котике из «Потока» (в нем герои не произносят ни единого слова) — им не стать таким массовым брендом, как Чебурашка. Да и процесс создания затратный и трудоемкий, особенно если мультфильм создается вручную. Ту же «Белоснежку» рисовали три года. Будут ли зумеры, привыкшие к большим потокам информации, столько ждать премьеры?
В России, напротив, экранизации мультфильмов ориентированы на семейную аудиторию. На это указывает возрастной рейтинг 6+ лет у большинства сказок. То есть платят за себя и детей взрослые, а подростки смотрят другой контент.
Источник: peopletalk.ru