В российский прокат выходит «Кукушка» Тильмана Зингера, который заявил о себе хоррором «Медиум», а теперь решил закрепить успех фильмом с Хантер Шафер из «Эйфории». Премьера состоялась на Берлинском кинофестивале, а теперь с альпийскими тайнами могут познакомиться все желающие. Способна ли «Кукушка» напугать, или сбить с толку, рассказывает Дарья Тарасова.
Гретчен (Хантер Шафер) никак не хотела ехать в баварские Альпы с семьей: отцом Луисом, мачехой-британкой Бэт и их восьмилетней неразговаривающей дочерью Альмой. Мало того, что это слишком далеко от родины, Штатов, так еще и место — с историей. Именно в одном из бунгало умиротворяющего курорта Бэт (Джессика Хэнвик) и Луис (Мартон Чокаш) провели медовый месяц. Теперь давний друг пары герр Кёниг (Дэн Стивенс), нынешний владелец здравницы, пригласил их помочь с отстройкой новых резиденций. Ситуацию усугубляется тем, что Гретчен не так давно потеряла мать. После развода родителей девушка проводила много времени в её старом доме, и именно туда она мечтает однажды сбежать от нынешней семьи, чтобы наконец зажить самостоятельно.
Над планом побега девушка в основном и раздумывает, пока проводит время в горах. Свалить ей, может, и удалось бы — забрав деньги из кассы и прыгнув в машину к первому встречному, — но вскоре в альпийской глуши начинают твориться странные вещи. Сперва из леса доносятся подозрительные звуки, от которых у Альмы начинается припадок, потом за самой Гретчен начинает гоняться женщина в плаще… Пытаясь разобраться в происходящем, героиня всё больше убеждается, что в деле явно замешан Кёниг.
Блеск глиттера в левинсоновской «Эйфории» не так давно привел Хантер Шафер во франшизу «Голодные игры» — в приквел «Баллада о змеях и певчих птицах». Теперь, вслед за хитом HBO, прыгнув будто на тот же самый велосипед, актриса отправилась покорять еще один жанр. Хоррор «Кукушка» — второй на счету немца Тильмана Зингера, дебютировавшего в 2018 году (тоже, кстати, в Берлине) с компактным «Медиумом», который также известен ценителям жанра как Luz.
Пока на экране разворачивается громоздкая экспозиция, на зрителя буквально сыпятся подсказки, что же будет дальше. Семейное положение Гретчен намекает на её чужеродность в новообразованной семье, а название наталкивает на мысли о мотиве подмены и самозванчества: именно этим промышляют кукушки, подкладывая яйца в чужие гнезда. Когда Кёниг начинает натужно коверкать имя девушки на немецкий манер (Гретхен) и отпускает неуместную шутку про медовый месяц и зачатие Альмы, всё окончательно встает на свои места. Интрига наполовину разрушена (вот виновник!), остается лишь гадать — зачем и как.
На эти детали Зингер, сам же писавший сценарий, уже скупится. Вводя одного за другим новых персонажей — чудаковатую исследовательницу из местного госпиталя, загадочную постоялицу, коллегу-простушку, стереотипного полицейского и побитого жизнью детектива, который в итоге пойдет с Гретчен до конца, — постановщик начинает путаться в сюжетных линиях, забывая завершить половину из них. Самой большой загадкой так и остается зловещий замысел Кёнига.[Спойлер >>]В порыве созидательской мании величия он рассказывает Гретчен, что поддерживает идеи презервационизма, поэтому долгие годы под курортным прикрытием сохраняет (выводит) новый вид людей. Так и называется: Homo Cuculidae — в честь семейства кукушковых. Способности в основном проявляются в сверхсиле и возможности издавать высокочастотные звуки — вот, кажется, и всё. Чтобы «активировать» такого ребенка, его нужно столкнуть с матерью, некогда подложившей генетический материал ничего не подозревающей семье, — то есть с кукушонком-предшественником.
Из невнятности сюжета вылупляется и неразборчивая стилистики. «Кукушка» хочет казаться модным жанровым фильмом в духе «возвышенных хорроров» А24. Иногда позволяет себе в меру забавные шутки. Как будто раскланивается с классикой вроде «Ребенка Розмари». Почти выдавливает слезу за счет линии с матерью Гретчен и некровными сестринскими отношениями. И все же ничего дельного и цельного не выходит.
Все эти разношерстные элементы кажутся чуждыми друг другу, подложенными наугад в одну полнометражную коробочку — и вряд ли Зингер на это рассчитывал. Неясным остается и то, насколько вообще серьезной режиссер задумывал вторую картину: происходящее на экране вроде и намекает на тотальную иронию, но выглядит это довольно неряшливо — и если комично, то непредумышленно. Остается лишь порадоваться за Хантер: при сомнительных вводных ей удалось если не вытащить картину на себе, то хотя бы оживить её. Образ загнанного в угол подростка актрисе знаком — та же Джулс из «Эйфории» — оставалось лишь добавить бас-гитару наперевес да нож-бабочку в руке.
«Кукушка» в кинотеатрах с 8 августа.
«Кукушка»